Добро пожаловать
Вход / Создать Плейлист

Перевал Кату-Ярык - один из самых сложных и опасных перевалов Алтая.

Воспроизведение вашего видео начнется через 4

Спасибо! Поделитесь с друзьями!

URL

Вам не понравилось видео. Спасибо за то что поделились своим мнением!

Sorry, only registred users can create playlists.
URL


Добавлено by Admin В мифы и легенды алтайского края
73 Просмотры

Описание

Конечно же Алтай действительно полон мифов и легенд,и это первое,что рассказывают туристам.А между тем,на Алтае живут простые люди.Трудяги.Это их усилиями и каждодневным трудом преображается край.Кату-Ярык (Кату-Jарык, Дел-Оозы) — перевал Улаганского района, благодаря которому имеется автомобильная связь с долиной реки Чулышман и выход на южную окраину Телецкого озера.Кату jарык буквально переводится с алтайского — твердая трещина, теснина, ущелье. Есть ещё один старинный перевод Кату-Ярык, или Jöл-Узы — длинная дорога.До конца 1980-х годов в долину реки Чулышман не было вообще никакой автомобильной дороги.Были только конные тропы.Конная тропа,по которой поднимались на Дел-Оозы люди с давних пор,находилась севернее построенного перевала.Именно в этом направлении 20 июля 2011 года начали строительство нового перевала,работы в этом направлении были прекращены на долгое время.Когда-то,еще до войны,в урочище Элузы находилась воинская часть, застава.Военные решили устроить на месте нынешнего перевала спуск для лошадей с санями.Они проложили дорогу до первого поворота.Далее работы прервались.Возможно,этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война.Директор совхоза «Советский Алтай» Аpсентий Васильевич Санаа (18.03.1928, с. Чибиля – 5.10.1992) предложил бульдозеристам Аркадию Абрамовичу Уханову (11.09.1931 — 11.12.2013),его сыну Анатолию Аркадьевичу (р. 05.04.1958) и племяннику Виктору Романовичу Ухановым (07.05.1958 – 20.09.2018) продолжить начатое военными направление,потому что в сторону вьючной тропы были скальные породы, которые невозможно было одолеть без большого объёма взрывных работ.Аркадий Абрамович Уханов всю жизнь работал бульдозеристом и с той поры,как в совхоз «Советский Алтай» отдали бульдозер «сотку»,делал дороги по всему району.Потому не случайно директор совхоза Аpсентий Васильевич предложил сделать дорогу именно ему.В 1987 году они выбрали солнечную, южную сторону.Никакого проекта у них не было.Как, впрочем, и денег.На это бюджет Горно-Алтайской автономной области был не рассчитан.Силами совхоза делали дорогу до первого поворота.Работы проводились бульдозером Челябинского тракторного завода марки Т-130.А потом приехало много представителей администрации Горно-алтайской автономии и была подключена ПМК Шебалинского района,которая дала ещё один трактор Т-130.Летний сезон бульдозеристы жили в войлочных аилах,которые они ставили наверху перевала.Продукты привозили сами.Первые годы они даже на лошадях ездили в Улаган (42 км).Бульдозеры оставляли,а сами уезжали.Когда бригада дошла до пятого поворота,приехали горноалтайские проектировщики и начали «делать» проект.Похоже,для них поступило указание «сверху». В течение двух дней они полазили по склонам,порисовали и уехали.Какой-то проект задним числом был утверждён.Работы были внесены в планы,начали отпускаться деньги,пришли взрывники.И работа пошла быстрее…В. Уханов рассказывает: «Копаешь,копаешь бульдозером и упираешься в камень.Вытаскиваешь машину наверх.Спускается взрывник с мешком аммонита на плечах,установит,взорвёт и обратно гонишь бульдозер вниз копать.До следующего камня.А там опять всё по прежней схеме.Бурильный станок невозможно было протащить».В 1988 году к осени был закончен перевалВ течение 1989 года Ухановы делали дорогу до Коо,бульдозерами убирая камни и булыжники.За летний сезон дорога была сделана.Дальше путь уже был проделан…За три рабочих сезонов (с мая-июня до октября) героические труженики освоили громадный объём работ и в сентябре 1989 года сдали в эксплуатацию автомобильную дорогу Кату-Ярык – Балыкча."В октябре 1989 года я работал в автоколонне водителем бортового самосвала ЗИЛ. Перед открытием перевала Кату-Ярык мы возили щебень для выравнивания дороги от села Балыктуюль до перевала.Дорога там в основном через лес идет, много ям было. А в день открытия пошли мы на грузовиках,груженных лесом,в первый рейс через перевал.Очень тяжело было спускаться,все время на тормозах - тормозные колодки постоянно дымились.Одна только мысль - лишь бы не загорелись... Тогда и выпрыгивать некуда – слева скала отвесная,справа обрыв.Но ничего,нормально прошли.Сзади нас на УАЗиках обкомовское начальство ехало...", - писал Владимир Иванович Половников,основатель рыбоводческого хозяйства "Форель".А на открытие дороги в октябре 1989 года председатель Балыктуюльского сельсовета, бывший директор совхоза,Аpсентий Васильевич Санаа собрал машины со всего района.Они были загружены песком,другие — материалами,третьи — дровами.До Балыкчи прошло порядка ста машин.За проделанную работу по строительству перевала Кату-Ярык Сделав почти невозможное,Ухановы,продолжили штурмовать теснины гор.В 1990 году они сделали ещё один,Язулинский перевал(Йуле) и пробили дорогу до с. Язула.Затем был уничтожен СССР и надобность в таких проектах отпала.Труд бульдозеристов перестал быть востребован.И бригада распалась…

#алтай #водопад #горы #катуярык #реки #туры #турынаалтай #чулышман #легенды

@Ekaterina_Pankova2201

Написать комментарий

Комментарии

Комментариев нет. Будьте первым кто оставит комментарий.
Умскул
RSS
bbb375f92b60fdeb getLinks(); ?>