BR-52 Грузовой паровоз
Описание
Паровозы серии ТЭ (тип 52 или BR 52) — немецкие военные паровозы, в большом количестве полученные СССР в качестве трофеев и по репарациям и эксплуатировавшиеся на железных дорогах СССР в 1940—1970-х годах.
До 1920 года паровозы в Германии заказывались отдельными железными дорогами, что приводило к большой разнотипности локомотивного парка. Для наведения порядка Deutsche Reichsbahn были проведены работы по типизации и стандартизации паровозов. В 1925 году были введены единые для всех дорог двузначные номера, обозначавшие серию паровозов.[1]
Паровоз тип 52 или BR 52 (советское обозначение ТЭ) был разработан в первой половине 1942 года в качестве «военного» паровоза (нем. Kriegslokomotive или Kriegslok). Основной задачей конструкторов было создание максимально дешёвого и технологичного, и в то же время надежного и простого в обслуживании локомотива. При этом возможной длительностью эксплуатации разрешалось пренебречь — расчётный срок эксплуатации локомотива должен был составлять около 5 лет.
За основу была взята конструкция выпускавшегося с 1939 года паровоза тип 50, претерпевшая ряд изменений и упрощений в целях максимальной экономии ценных материалов (к примеру, для производства одного паровоза типа 52 требовалось всего 150 кг цветных металлов, в то время, как его предшественник тип 50 требовал около 2,8 тонн).
Первый локомотив тип 52 был выпущен 12 сентября 1942 года на заводе Рейнметалл-Борзиг.[1] В течение последующих трех лет локомотивы этого типа активно строились на 13 заводах на территории Германии и ряда оккупированных ею европейских стран. Из общего государственного заказа в 8200 локомотивов было построено около 6200 машин.
Паровозы серии BR 52 имели номера в пределах 001 ÷ 7794, причём номера с 1850 по 2027 имели паровозы с тендер-конденсаторами завода Хеншель.[1]
Ниже приведены данные о выпуске локомотивов тип 52 на немецких заводах в 1942—1945 годах (в порядке убывания количества выпущенных локомотивов):
ЛОФАГ (LOFAG), Вена: 1053 шт
Хеншель и сын АГ (Henschel), Кассель: 1050 шт
Шварцкопф (Schwartzkopff), Берлин: 647 шт
Краусс-Маффей (Krauss-Maffei), Мюнхен: 613 шт
Рейнметалл-Борзиг (Rheinmetal-Borsig), Берлин: 542 шт
Шихау (Schichau), Эльбинг: 505 шт
Машиностроительный концерн МБА (Maschinenbau und Bahnbedarfs AG (MBA) formerly Orenstein & Koppel), Бабельсберг: 400 шт
ДВМ Позен (DWM Posen), Познань: 314 шт (под обозначением Ty2)
Кренау (Krenau), Верхняя Силезия: 264 шт
Эслингенский машиностроительный завод (Maschinenfabrik Esslingen), Эслинген: 250 шт
Юнг и Юнгенталь (Jung und Jungenthal), Кирхен (Зиг): 231 шт
Шкода (Škoda), Пилсен: 153 шт
Графенштаден (Grafenstaden), Страсбург: 139 шт
ИТОГО: 6161 шт (приблизительно)
Паровозы тип 52 активно использовались в Германии и на захваченных ею территориях, в том числе в значительном количестве — на оккупированных территориях СССР. Паровозы распределялись в транспортные дирекции рейха и военно-полевые команды. Локомотивы этого типа использовались в основном для тяги грузовых составов массой до 1200 т со скоростями 30—60 км/ч в дневное время.
53 локомотива тип 52 были проданы Германией Турции в 1943 году, об этом даже упоминается в романе Яна Флеминга «Из России с любовью»:
Три раза в неделю «Восточный экспресс» отправляется из Стамбула в Париж, покрывая по сверкающим стальным рельсам путь в полторы тысячи миль.
Как всегда, под ярким светом дуговых ламп во главе состава стоял длинный немецкий локомотив, который пыхтел, как дракон, умирающий от астмы. Казалось, что на каждый вздох машина тратит последние силы. Но следовал ещё один, потом ещё. Струйки пара, время от времени окутывающие состав, поднимались кверху и исчезали в теплом августовском воздухе. «Восточный экспресс» был единственным поездом, который готовился к отправлению в гигантском ангаре центральной железнодорожной станции Стамбула. Остальные составы стояли без паровозов, пустые и заброшенные — ждали наступления утра. Лишь возле «Восточного экспресса» суетились те, кто готовил рейс в далекое путешествие.
Паровозы данной серии поступали в СССР с 1943 года в качестве трофеев. В общей сложности за время войны в качестве трофеев и по репарациям, в распоряжение СССР поступило около 2200 таких паровозов, из которых в полностью исправном техническом состоянии находилось около 2000 машин. Подавляющее большинство локомотивов подверглось переделке под советскую колею 1524 мм. Некоторое количество машин, не переведенных на советскую колею, использовалось в приграничных областях СССР (в основном в Калининградской области). Ещё 36 паровозов Тип 52 в конце сороковых годов были собраны на Ивано-Франковском паровозоремонтном заводе (западная Украина) из деталей повреждённых локомотивов (они получили номера начиная с 8001[1]). Следует заметить, что в ГДР 200 паровозов были реконструированы и получили номера 52 8001 - 52 8200, но эти паровозы в СССР не попадали и несмотря на одинаковые номера не следует путать с ТЭ.